Убирайте или убирайтесь!
30 июня 2022
Под таким лозунгом жители Сарапула уже несколько лет отстаивают своё право жить в чистоте. Город, где половина жилого фонда – частные одноэтажные дома, буквально задыхается от мусора. Здесь катастрофически не хватает контейнерных площадок для сбора отходов, а те, что есть, – постоянно переполнены.
КОНТЕЙНЕРЫ ОТ ДЕПУТАТА
Депутат Сарапульской городской Думы от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, медиаменеджер АЛЕКСАНДР ПОПЦОВ оборудует новые контейнерные площадки в районах, где жилые кварталы завалены отходами. Однако ресурсов парламентария явно недостаточно, чтобы спасти город со стотысячным населением от превращения в одну большую помойку.
– Я уверен, что проблема кроется в несовершенстве федеральных законов об обращении с отходами и пробелах в муниципальных правовых актах, – объясняет Александр Попцов. – Сейчас ООО "Спецавтохозяйство" (удмуртский региональный оператор по обращению с ТКО), не обязано вывозить крупногабаритный мусор и отходы, которые находятся вне контейнеров. Но отходы оказываются на земле чаще всего именно потому, что немногочисленные баки переполняются раньше, чем к ним приезжает мусоровоз.
Небольшой бизнес Александра Попцова никак не связан со сбором и вывозом отходов. Уже много лет 36-летний депутат работает в сфере медиа и рекламы, а также симпатизирует местным экологам. Причём оказывать информационную поддержку защитникам природы справедливоросс начал задолго до избрания в Сарапульскую городскую Думу.
Но депутатский мандат дает Попцову куда больше возможностей влиять на решение наболевшей городской проблемы.
КУДА ВЫНОСИТЬ МУСОР?
В районах Сарапула, застроенных многоквартирными жилыми домами, ситуация более-менее находится под контролем управляющих компаний и ТСЖ. Обеспечить многоэтажку мусорными контейнерами несложно. Но в частном секторе на каждом участке их не поставишь. Места для сбора отходов здесь расположены на муниципальной земле, а лишних денег на их оборудование в городском бюджете не предусмотрено.
Сейчас "Спецавтохозяйство" публично перекладывает ответственность за уличные свалки на управляющие организации и муниципалитет. На официальных страницах предприятия в социальных сетях его пресс-служба отвечает на жалобы сарапульчан будто под копирку. Коммунальщики объясняют, что, мол, все контейнеры вывозятся по СанПиНу и в соответствии с графиком. Хотя, конечно, признают, что самих площадок не хватает и необходимо строить новые.
– Местные жители часто обращаются ко мне с жалобами на то, что мусоровозы теперь приезжают по какому-то своему, не очень понятному, графику, – говорит Александр Попцов. – Раньше, например, к 12 часам дня приезжала машина, люди выносили пакеты с мусором и отходы сразу же увозили. Сейчас эту практику отменили, а места для сбора отходов так и не оборудовали. Вот свалки и растут как грибы после дождя.
АВТОБУС ДАЛЬШЕ НЕ ИДЁТ
Тем временем в городе и его окрестностях растут стихийные горы мусора, которые становятся причиной по-настоящему курьёзных ситуаций. Некоторое время назад из-за свалки отменили автобусный маршрут №443 ижевского объединения пассажирского автотранспорта "ИПОПАТ", который обслуживал садоводческое некоммерческое товарищество "Ружейник".
– Решение было принято в связи с сужением разворотного кольца из-за несанкционированного складирования отходов, – говорилось в сообщении перевозчика.
В общем, мусорная проблема в Сарапуле – не только гниющие отходы и полчища крыс. Когда помойки нарушают работу городского транспорта, – это верный признак надвигающегося коллапса. И наводить порядок в этой сфере необходимо срочно.
Александр ПОПЦОВ, депутат городской Думы Сарапула:
– Я считаю, что главная проблема – в монопольном положении, которое занимает регоператор на рынке. Это позволяет единственному предприятию, которое занимается вывозом мусора, диктовать клиентам свои условия, что было бы невозможно в конкурентной среде. Усугубляют ситуацию и пробелы в законодательстве. Сегодня Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не содержит четкого определения отходов, образующихся после капитального или текущего ремонта помещений. Но в правилах обращения с ТКО говорится, что мебель, бытовая техника и ремонтный мусор к ним относятся, даже если размер не позволяет складировать их в контейнеры.
В результате жители остаются один на один с переполненными свалками. Но если мусор с улиц теперь нередко убирают активисты и экологи, то почему деньги за эту услугу продолжает получать "Спецавтохозяйство"? По моему мнению, такая ситуация свидетельствует только об одном: стартовавшая в 2019 году мусорная реформа полностью провалилась.