СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Удмуртская Республика
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты
В соцсетях
ВКонтакте

Балезино – Ижевск: железная дорога жизни

30 апреля 2022

В годы войны удмуртские старики, женщины и дети построили 146 километров железнодорожного полотна из Балезино в Ижевск. В канун Дня Великой Победы члены РО Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ не только вспомнили об этом удивительном трудовом подвиге наших земляков, но и предложили своё решение: как увековечить память героических событий.

ПРИКАЗ СТАЛИНА

Столица Удмуртии долгое время оставалась в стороне от главных железнодорожных веток тех времен. Поэтому с началом войны по распоряжению Иосифа Сталина начали строить линию, которая бы позволила быстро доставлять на фронт оружие, в огромном количестве выпускаемое на заводах Ижевска.

– Я горжусь тем, что наши земляки внесли неоценимый вклад в победу над немецкими захватчиками, – говорит депутат Госдумы РФ Владимир Белоусов. – За годы войны в республике собрали 140 тысяч авиационных пулеметов и пушек, 1,5 миллиона пистолетов и револьверов, 133 тысячи противотанковых ружей. Каждые девять из десяти станковых пулеметов "Максим" – сделаны у нас!

ЗАРПЛАТА – В ФОНД ОБОРОНЫ

Приказ Наркома путей сообщения СССР вышел 30 ноября 1941 года – на большую стройку отвели всего полтора года.

В работах приняли участие все 29 районов Удмуртской АССР – это больше тридцати тысяч человек. Многие мужчины к тому времени уже ушли на фронт, поэтому мобилизовали стариков, женщин и детей.

– Из-за сложного рельефа работа была поистине каторжная, – отмечает депутат Городской думы Ижевска от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ, руководитель строительной компании Виктор Редькин. – Жители деревень прорубали просеку, корчевали пни, засыпали болота, делали насыпи... Только после этого укладывали рельсы и шпалы. При этом рабочим не платили ни копейки – им выдавали пайки, а всю зарплату они добровольно перечисляли в Фонд обороны.

ЦЕНОЮ ЖИЗНИ

Люди трудились по 12 часов – с 6 утра до 6 вечера. Хорошей обуви у колхозников не было, работали кто в кирзовых сапогах, кто в лаптях, а кто и вовсе босиком, стоя по колено в воде. Одежда была вся в заплатках – зимой обмораживали ноги и руки. Питание было скудным. Многие участники стройки умерли от болезней и голода.

– Мне часто приходилось ездить по этой дороге, – вспоминает депу­тат Городской думы Глазова от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Андрей Блинов. – Вдоль путей и у станций я видел скромные обелиски и лишь недавно узнал, что они воздвигнуты в память о самоотверженных строителях железной дороги.

В Госархиве Удмуртии сохранились письменные свидетельства трудового подвига колхозников.

Валентина Корепанова из Балезинского района вспоминала, что есть досыта не приходилось, но работали с энтузиазмом, а по вечерам даже играли на гармони и пели песни.

Зоя Бизимова из Глазовского района рассказывала, как возила неподъёмные тачки, а зимой долбила ломом мерзлую землю так, что искры летели.

К строительству привлекали и детей – пятиклассница Валентина Мезенцева призналась, что иногда они не выдерживали и сбегали домой, в наказание их лишали продовольственного пайка.

СДАЛИ ДОСРОЧНО

Рабочее движение по железнодорожной линии открыли в марте 1943 года.

На три месяца раньше запланированного срока. Эшелоны, гружённые удмуртским оружием, устремились на запад – туда, где Красная Армия громила ненавистного врага. В феврале 1945 года правительственная комиссия подписала окончательный акт о приёмке железной дороги в постоянную эксплуатацию – уже в том виде, в котором её и привыкли видеть пассажиры современной электрички Балезино-Ижевск.

– Сегодня кажется невозможным, что полотно сделали почти голыми руками – на всю стройку было только два стареньких экскаватора. Из инструментов у людей – лопаты, кирки да тачки, – удивляется депутат Балезинского районного Совета от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ Сергей Главатских. – Это было настоящим трудовым подвигом удмуртского народа!

ПАМЯТЬ БУДЕТ ЖИТЬ!

Депутаты Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Госсовете Удмуртии и в районных парламентах разрабатывают инициативу по увековечению памяти трудового подвига строителей железной дороги Балезино – Ижевск. Для удмуртских социалистов это дело чести!

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Удмуртcкой Республике

© 2006-2024