СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Удмуртская Республика
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты
В соцсетях
ВКонтакте

Железная дорога жизни

09 февраля 2025

9 февраля – день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино, важного стратегического объекта в годы Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны.

Железная дорога жизни

В марте 1943 года 146-километровый участок, соединивший столицу Удмуртии с Транссибом, стал для местной промышленности настоящей "дорогой жизни". Проложили ее мобилизованные старики, женщины и дети из окрестных сел и деревень. До сих пор вдоль путей и у станций сохранились мемориалы и скромные обелиски: памятники строителям железной дороги, многие из которых заплатили за нее жизнью.

Второй путь к фронту

В годы войны железная дорога крепко связывала фронт и тыл. С востока на запад шли поезда с войсками, оружием, продуктами, а обратно везли раненых и эвакуированных. В Ижевск приходили сотни вагонов, забитых обгоревшими танками, покореженными орудиями, продырявленными солдатскими касками, которые затем использовались как сырье для металлургического завода.

Все перевозки с запада на восток страны шли по двум основным магистралям. Обе они связывали Москву и Свердловск. Северный ход шел через Балезино и Пермь, а южный – через Казань и Агрыз. Ижевск долгое время оставался в стороне, и местная ветка использовалась только для того, чтобы отправлять ижевское оружие на фронт – через Казань. Осенью 1941 году немецкие войска вплотную подошли к Москве, а весной 1942 – к Cтaлингpaду. Руководству страны стало ясно: враг может перерезать одну из транспортных артерий, что замедлит связь с промышленными районами и нанесет серьезный ущерб фронту. Тогда было принято стратегическое решение о строительстве дороги через Ижевск, которая соединила бы северный ход с южным и устранила опасность задержки грузов в случае потери одной из дорог.

Приказ Наркома путей сообщения СССР о начале работ последовал 30 ноября 1941 года. На то, чтобы открыть движение отводилось полтора года. Линия должна была связать северную и южную часть Удмуртии, что давало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности Ижевска. Но главное – это транспортировка вооружения, которое в огромных количествах производилось заводами автономии.

За годы войны в Удмуртии было выпущено 140 тысяч авиационных пулеметов и пушек, 1,5 миллиона пистолетов и револьверов, 133 тысячи противотанковых ружей. Из каждых десяти знакомых каждому по военным фильмам станковых пулеметов "Максим" девять – сделаны в Ижевске. И все это требовалось как можно скорее доставить к фронту.

Вся зарплата – в Фонд обороны

В строительстве приняли участие все 29 районов Удмуртской АССР. Летом 1942 года, когда возводилась насыпь, на трассе ежедневно трудилось 24 тысячи пеших и 7,5 тысяч конных колхозников. В Государственном архиве Удмуртии сохранилось множество письменных свидетельств этих людей, фактически голыми руками сделавших то, что сегодня кажется невозможным.

Воспоминания участников строительства сохранились в архиве. В основном работы велись вручную, основным транспортом служили лошади. Как вспоминала Валентина Корепанова из Балезинского района, есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляски, играла гармонь, а кто-то и плакал, вспоминая родных, сражавшихся на фронте. А Зоя Бизимова из Глазовского района рассказывала, как женщины вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. Зимой было работать еще трудней. При этом денег колхозники не получали. Добровольно перечисляли всю зарплату в Фонд обороны.

Поезда идут до сих пор

В марте 1943 года – на три месяца раньше запланированного срока – по железнодорожной линии Ижевск – Балезино было открыто рабочее движение. Тяжеловесные поезда, груженные смертоносным оружием, изготовленным на уральских заводах, устремились на запад. Туда, где Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Только в 1943-1944 годах по линии было перевезено более 1,6 миллиона тонн различных грузов, главными из которых явились артиллерийские орудия, стрелковое оружие, спецдревесина для авиазаводов, рудстойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.

Колхозники Удмуртии рапортовали об итогах своей работы на строительстве железной дороги жизни: "Мы произвели свыше 3 миллионов кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 километров, заготовили и подвезли 10 тысяч кубометров лесоматериала, забили свыше 4 тысяч свай, построили 116 мостов". 9 февраля 1945 года правительственная комиссия подписала окончательный акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию. В том виде, в котором и сегодня по ней каждый вечер приходит электричка из Ижевска в Балезино.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Удмуртcкой Республике

© 2006-2025