Депутат Шудегов: определяющую роль в формировании личности играет педагог
09 апреля 2014
8 апреля под председательством депутата Государственной Думы РФ от Удмуртской Республики, заместителя Председателя Комитета по образованию Госдумы, профессора, лидера отделения партии в Удмуртии Виктора Шудегова состоялось заседание Экспертного совета по образованию, созданного при фракции "СПРАВЕДИВАЯ РОССИЯ" в нижней палате парламента.
Парламентарий и учёный сделал основной доклад на тему: "О неудовлетворительном состоянии статуса педагогов в современном российском образовании".
Виктор Шудегов обосновал необходимость установления функционально полного правового регулирования общественных отношений, определяющих статус педагогического работника и направленных на обеспечение эффективного функционирования отечественной системы образования.
Актуальность задачи признания обществом особой роли педагога в обществе обусловлена необходимостью перехода к динамичному развитию интеллектуального потенциала, экономики и национальной безопасности России.
Депутат указал, что в последние десятилетия остро ощущается не только снижение качества российского образования, но и существенный разрыв между требованием перспектив развития российской экономики и реальным образовательным уровнем населения нашей страны.
При этом определяющую роль в формировании личности играет педагог. Реальное решение задачи по обеспечению национального единства России, формированию социально ответственного и патриотично ориентированного бизнеса, обеспечению экономического прорыва страны невозможно без привлечения в систему образования наиболее подготовленных профессионально и нравственно членов российского общества. Достижение указанной цели возможно только при условии существенного повышения статуса педагога в обществе. А это требует закрепления федеральным законом значимых для общества положений, определяющих статус педагогического работника и обеспечивающих решение вышеуказанных задач.
Виктор Евграфович поставил задачу разработки законопроекта по обеспечению комплексного регулирования отношений в части статуса педагогического работника, создания правовых условий для существенного обновления и повышения статуса педагогического работника. При этом целесообразно предусмотреть, чтобы отношения в части статуса педагогического работника в своем большинстве регулировались бы нормами прямо действия.
В частности, по мнению депутата, представляется возможным:
– признание решающей роли работников образования в модернизации сложившейся образовательной практики и их вклада в развитие человеческой личности и современного общества;
– статус педагогического работника, в зависимости от учредителя образовательного учреждения, приравнять относительно социальной защиты соответственно к статусу государственного или муниципального служащего, в том числе в части размера оплаты труда;
– предусмотреть выплату молодому специалисту при поступлении на работу в образовательное учреждение единовременного пособия в размере шести должностных окладов;
– установить молодым учителям в первые три года работы специальные надбавки к заработной плате;
– установить выплату педагогам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) единовременного пособия в размере трех должностных окладов;
– ввести выплату ежегодной разовой материальной помощи в размере пятидесяти процентов должностного оклада;
– предусмотреть разовую выплату молодому специалисту-учителю при переезде на работу в сельской местности в размере 500 тысяч рублей;
– предусмотреть возможность установления учителю к должностному окладу (тарифной ставке) следующих надбавок: за каждого ученика сверх предельной наполняемости класса по списочному составу на первое число каждого месяца в размере четырех процентов; за соответствующую квалификационную категорию: высшую – тридцать, первую – двадцать, вторую – десять, третью – пять процентов; за работу в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности двадцать пять процентов;
– ввести ежегодный целевой приём детей учителей из сельской местности для поступления на учебу в педагогические учебные заведения; учителям сельских малочисленных школ, не имеющих полной учебной нагрузки, устанавливается оплата труда в размере тарифной ставки; установить 50-процентную скидку при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их с группой детей;
– ввести 50-процентную скидку на установленную оплату содержания детей педагогических работников в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях;
– установить доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);
– установить доплаты в размере от 20 до 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием – в размере 50 процентов в течение трех лет работы;
– наделить педагогических работников правом получения в образовательном учреждении в служебных целях ноутбуки и на оплату за пользование Интернета;
– оплачивать транспортные расходы на поездки, необходимые для соответствующего лечения;
– педагогическим работникам должны быть предоставлены льготы, связанные с санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах, находящихся государственной или муниципальной собственности (например, раз в 5 лет).
Депутатом Шудеговым были высказаны и другие предложения по повышению статуса педагога.